Глава 18

ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДОВ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  18.1. Движением поездов на линии должен руководить только один работник - поездной диспетчер, отвечающий за выполнение графика движения поездов по обслуживаемой им линии.
  Приказы поездного диспетчера подлежат безоговорочному выполнению работниками, непосредственно связанными с движением поездов на данной линии.
  Запрещается давать оперативные распоряжения по движению поездов на линии помимо поездного диспетчера.
  18.2 Каждая станция в части руководства движением поездов и каждый поезд должны находиться одновременно в распоряжении только одного работника: станция с путевым развитием - дежурного по посту централизации, станция без путевого развития — дежурного по станции, а на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией,— поездного диспетчера, поезд - машиниста.

  На станции машинист (локомотивная бригада) подчиняется распоряжениям дежурного по посту централизации или дежурного по станции, а на станциях линий, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера.
  18.3. Дежурный по посту централизации и дежурный по станции обязаны своевременно обеспечивать прием и отправление поездов.
  За всякую не вызванную необходимостью задержку поезда у закрытого светофора дежурный по посту централизации несет ответственность.
  18.4. Дежурный по станции и дежурные по приему и отправлению поездов обязаны следить за высадкой и посадкой пассажиров, исправным состоянием поездов, наличием и правильным показанием поездных сигналов.
  18.5. Запрещается занимать подвижным составом предохранительные тупиковые пути.
  Ночной отстой составов электропоездов должен производиться, как правило, в электродепо и на тупиковых путях станций тоннельных участков.
  Занимать главные пути станций и перегонов составами электропоездов для ночного отстоя разрешается только в местах, установленных приказом начальника метрополитена.
  18.6. Начальник станции обязан контролировать работу дежурных по посту централизации, операторов поста централизации, дежурных по станции, дежурных по приему и отправлению поездов, дежурных стрелочного поста по выполнению операций, связанных с приемом, отправлением поездов и производством маневров, особенно в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ.
  Начальник станции должен так организовать работу дежурных по постам централизации и дежурных по станции, чтобы при безусловном обеспечении безопасности движения не допускались задержки поездов.
  18.7. Помещение дежурного по посту централизации должно быть изолировано. Правом входа в это помещение пользуются только начальник станции, лица, непосредственно работающие совместно с дежурным по посту централизации, и работники, контролирующие действия дежурного по посту централизации и исправность приборов управления.

ПРИЕМ И ОТПРАВЛЕНИЕ ПОЕЗДОВ

  18.8. Прием поездов на станцию должен производиться на свободные пути, предназначенные для этого техническо-распорядительным актом станции, при разрешающем показании входных светофоров, а отправление поездов со станции - при разрешающем показании выходных светофоров.
  На станции, где установлены входные и выходные светофоры автоматического действия и отключены сигнальные огни этих светофоров, прием(въезд) поезда на станцию или отправление поезда со станции производится по сигнальному показанию АЛС.
  18.9. Прием (въезд) поезда на станцию или отправление поезда со станции производится со скоростью, не более указанной разрешающим сигнальным показанием АЛС, а на линии, не оборудованной устройствами АЛС-АРС, - со скоростью не более допускаемой на данном участке.
  18.10. В исключительных случаях прием поезда на станцию или отправление поезда со станции при запрещающем показании или погасших огнях входного или выходного светофора полуавтоматического действия после остановки поезда перед светофором допускается по пригласительному сигналу, а при его неисправности -по устному приказу поездного диспетчера или письменному разрешению установленной формы со скоростью.
  не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнального показания АЛС в кабине управления, а на линии, не оборудованной устройствами АЛС-АРС, — до следующего светофора.
  18.11. При запрещающем показании или погасших огнях входного или выходного светофора автоматического действия прием (въезд) поезда на станцию или отправление поезда со станции после остановки поезда перед светофором допускается со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС.
  При сигнальном показании «0» или «ОЧ» скорость поезда при приеме(въезде) на станцию или отправлении поезда со станции должна быть не более 20км/ч при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС.
  На линии, оборудованной автоматической блокировкой без автостопов и защитных участков, при наличии разрешающего сигнального показания АЛС в кабине управления погасший светофор автоматического действия разрешается проследовать безостановочно, руководствуясь сигнальным показанием АЛС.
  На линии, не оборудованной устройствами АЛС-АРС, и для поезда, необорудованного устройствами АЛС-АРС, или с неисправными устройствами АЛС, при запрещающем показании или погасших огнях светофора автоматического действия, а также при сигнале один красный и один желтый огни прием (въезд) на станцию или отправление со станции после остановки поезда перед светофором допускается со скоростью не более 20 км/ч до следующего светофора.
  Машинист обязан сообщить поездному диспетчеру:
  о появлении сигнального показания «ОЧ»;
  о сигнальном показании «0», если поезд остановился вследствие не удаления впереди находящегося поезда;
  об остановке перед светофором с запрещающим показанием или погасшими огнями.
  18.12. Скорость поезда не более 20 км/ч должна сохраняться в течение25-35 с:
  после смены показания «ОЧ» на разрешающее сигнальное показание;   поездом, не оборудованным устройствами АЛС-АРС, или с неисправными устройствами АЛС, за светофором с разрешающим показанием после проследования предшествующего светофора с запрещающим показанием, погасшими огнями или сигналом один красный и один желтый огни.
  18.13. Порядок проезда заграждающего положения скобы путевого автостопа устанавливается в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.
  18.14. При въезде поезда на станцию закрытого типа машинист должен также руководствоваться показанием сигнализации дверей станции, а при отправлении поезда, кроме того, - сигнализации контроля свободности пространства между поездом и стеной пассажирского зала.
  18.15. Прием поезда на частично занятый станционный путь в пределах платформы допускается в исключительных случаях по распоряжению поездного диспетчера после предупреждения об этом машиниста поездным диспетчером или дежурным по станции.
  Порядок приема поезда на частично занятый станционный путь устанавливается в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.
  18.16. Отправление поездов со станции должно производиться строго по графику.
  До отправления поезда с начальной станции машинист должен получить расписание (выписку из графика) следования поезда или поездной талон.
  Порядок получения расписаний или поездных талонов машинистами(локомотивными бригадами) устанавливается начальником метрополитена.
  18.17. Запрещается дежурному по станции или дежурному по приему и отправлению поездов подавать сигнал готовности поезда к отправлению, а машинисту (локомотивной бригаде) отправлять поезд, не убедившись в отсутствии препятствий для отправления поезда.
  18.18. При обнаружении на отправившемся поезде неисправности или препятствия, угрожающих безопасности движения или жизни людей, дежурный по станции или дежурный по приему и отправлению поездов обязан подать сигнал остановки этому поезду, после чего немедленно сообщить о случае поездному диспетчеру.
  При обнаружении погасших сигналов, обозначавших хвост поезда, дежурный по станции или дежурный по приему и отправлению поездов обязан предупредить об этом машиниста следующего попутного поезда и сообщить поездному диспетчеру

СРЕДСТВА СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПОЕЗДОВ

  18.19. Основным средством сигнализации и связи при движении поездов является автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС) или путевая автоматическая блокировка с автостопамии защитными участками.
  Линии, где основным средством сигнализации и связи при движении поездов является автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, должны оборудоваться устройствами АЛС-АРС.
  18.20. Линии, где основным средством сигнализации и связи является АЛС-АРС, должны быть дополнены автоматической блокировкой без автостопов и защитных участков. Сигнальные огни светофоров автоматического действия включаются для пропуска поезда, не оборудованного устройствами АЛС-АРС, или с неисправными устройствами АЛС, а также для организации движения хозяйственных поездов.
  Включение или отключение сигнальных огней светофоров автоматического действия производится поездным диспетчером, а также дежурными по постам централизации по приказу поездного диспетчера.
  Движение поездов по перегону при отключенных сигнальных огнях светофоров автоматического действия производится по сигнальным показаниям АЛС. При включенных сигнальных огнях указанных светофоров движение поездов производится по сигнальным показаниям АЛС и показаниям светофоров, а поезда с неисправными устройствами АЛС - при разрешающих сигнальных показаниях светофоров со скоростью не более 45 км/ч принажатой педали бдительности.
  Движение поезда, не оборудованного устройствами АЛС-АРС, производится при разрешающих сигнальных показаниях светофоров со скоростью не более 45 км/ч при управлении локомотивной бригадой.
  При сигнальном показании «0» или «ОЧ» и при отключенных сигнальных огнях светофоров автоматического действия скорость дальнейшего следования должна быть не более. 20 км/ч при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС.
  При неисправности поездных устройств АРС, когда в кабине управления имеется разрешающее сигнальное показание АЛС, машинист обязан отключить устройства АРС, сообщить о неисправности поездному диспетчеру и дать заявку на следование в электродепо. В этом случае разрешается не включать сигнальные огни светофоров продолжать движение при нажатой педали бдительности со скоростью, указанной сигнальным показанием АЛС, но не более 45 км/ч. Пассажиры должны быть высажены из поезда на ближайшей станции.
  При неисправности поездных устройств АЛС-АРС, когда в кабине управления отсутствует разрешающее сигнальное показание АЛС, машинист обязан сообщить о неисправности поездному диспетчеру, дать заявку на включение сигнальных огней светофоров и следование в электродепо и продолжать движение при нажатой педали (кнопке) бдительности со скоростью не более 20 км/ч. После включения сигнальных огней светофоров автоматического действия, машинист должен отключить устройства АРС и продолжать движение, руководствуясь показаниями светофоров, при нажатой педали бдительности со скоростью не более 45 км/ч. Пассажиры должны быть высажены из поезда на ближайшей станции.
  При включенных сигнальных огнях светофоров после остановки поезда перед проходным светофором с запрещающим показанием дальнейшее движение допускается со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС, а при отключенных устройствах АРС - с нажатой педалью бдительности со скоростью, указанной сигнальным показанием АЛС, но не более 45 км/ч.
  При сигнальном показании «0» или «ОЧ» и запрещающем показании или погасших огнях светофора после остановки поезда перед светофором дальнейшее движение допускается со скоростью не более 20 км/ч при нажатой педали или кнопке бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС.
  При запрещающем показании или погасших огнях проходного светофора поезду, не оборудованному устройствами АЛС-АРС, или с неисправными устройствами АЛС, после остановки перед светофором движение разрешается со скоростью не более 20 км/ч до следующего светофора.
  18.21. На линии, где основным средством сигнализации и связи является автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, движение поездов по перегону производится при разрешающих показаниях светофоров.
  При запрещающем показании или погасших огнях проходного светофора движение после остановки поезда перед светофором производится со скоростью не более 20 км/ч до следующего светофора.
  Если линия также оборудована устройствами АЛС - АРС, то движение поездов по перегону производится при разрешающих показаниях светофоров со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС.
  При разрешающем показании светофора и сигнальном показании «0» или «ОЧ» движение поезда разрешается без остановки при нажатой педали (кнопке)бдительности со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего показания АЛС. При запрещающем показании светофора, погасших огнях или при сигнале один красный и один желтый огни и разрешающем показании АЛС движение после остановки поезда перед светофором производится со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС.
  При запрещающем показании светофора, погасших огнях или при сигнале один красный и один желтый огни и сигнальном показании «0» или «ОЧ» движение после остановки поезда перед светофором производится при нажатой педали (кнопке)бдительности со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнального показания АЛС.
  При неисправности поездных устройств АЛС-АРС, когда в кабине управления отсутствует разрешающее сигнальное показание АЛС, машинист должен отключить устройства АРС, доложить о неисправности поездному диспетчеру, дать заявку на вызов помощника машиниста и продолжать движение с пассажирами принажатой педали бдительности до прибытия помощника машиниста, руководствуясь сигнальными показаниями светофоров. После прибытия помощника машиниста машинист продолжает работу до захода состава в плановый отстой.
  18.22. При запрещающем показании светофоров, связанных с металлоконструкциями, порядок движения поездов и производства маневров устанавливается инструкцией, утвержденной начальником метрополитена.
  18.23. При перерыве действия всех средств сигнализации движение поездов производится порядком, установленным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.

ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

  18.24. Максимальные допускаемые на метрополитенах скорости движения поездов устанавливаются МПС.
  Согласно приказу начальника метрополитена о допускаемых скоростях на участках должны быть установлены сигнальные знаки допускаемых скоростей движения.
  Средние скорости движения электропоездов по перегонам устанавливаются в графике движения поездов и утверждаются приказом начальника метрополитена.
  18.25. Скорость движения поездов должна быть
45 км/ч:
  на линии, оборудованной автоблокировкой без автостопов и защитных участков, при следовании поезда с отключенными устройствами АРС и при нажатой педали бдительности или поезда, необорудованного устройствами АЛС-АРС, под управлением локомотивной бригадой;
  при следовании вспомогательного поезда с неисправным поездом и управлении тормозами и тяговыми двигателями из головной кабины первого по ходу поезда;
  при следовании вспомогательного поезда с неисправным поездом и управлении тормозами из головной кабины первого по ходу поезда, а тяговыми двигателями - из кабины второго поезда;
  при перекрытии концевых кранов тормозной магистрали между вагонами с сохранением двух третей пневматических тормозов поезда в головной части и управлении пневматическими тормозами и тяговыми двигателями из головной кабины при наличии на вагонах действующих стояночных
  тормозов или при управлении поездом локомотивной бригадой;
  при движении в неправильном направлении на свободном перегоне;
не более 35 км/ч:
  при движении по стрелочному переводу на отклоненный или с отклоненного пути, а также по глухому пересечению;
  при проследовании станции без остановки;
  при въезде на станцию закрытого типа, если одна или несколько станционных дверей открыты;
  при затоплении пути на уровне подошвы рельса в тоннеле;
  при управлении тормозами и тяговыми двигателями не из головной кабины поезда;
  при перекрытых концевых кранах тормозной магистрали между вагонами с сохранением половины пневматических тормозов поезда в головной его части и управлении пневматическими тормозами и тяговыми двигателями из головной кабины при наличии на вагонах действующих стояночных тормозов или при управлении поездом локомотивной бригадой;
  при отправлении пассажирского поезда при лунно-белом огне маневрового светофора;
не более 25 км/ч:
  при проследовании места, огражденного переносными сигналами уменьшения скорости, если нет письменного предупреждения или выписки из приказа начальника метрополитена;
не более 20 км/ч:
  при сигнальном показании «0» или «ОЧ» в кабине управления поездом с включенными устройствами АРС;
  поезда с неисправными устройствами АЛС после проследования светофора с запрещающим показанием, погасшими огнями или сигналом один красный и один желтый огни;
  на линии, не оборудованной устройствами АЛС-АРС, после проследования светофора с запрещающим показанием или погасшими огнями;
не более 15 км/ч:
  при движении в неправильном направлении на занятом перегоне;
  при затоплении пути наземного участка на уровне подошвы рельсов;
не более 10 км/ч:
  в пределах пассажирской платформы при приеме поезда на путь станции в неправильном направлении или при приеме поезда на частично занятый путь станции в правильном направлении;
  при движении поезда (состава) с заклиненной колесной парой;
  при затоплении пути выше уровня головок рельсов;
не более 5 км/ч:
  при видимости светофоров, пути на расстоянии 10м и менее;
  при проследовании заграждающего положения скобы путевого автостопа;
не более 3 км/ч:
  при подходе на расстояние 10 м к электроподвижному составу, тупиковому упору или другому препятствию.
  18.26. На двухпутных перегонах каждый главный путь, как правило, служит для движения поездов в одном определенном (правильном) направлении.
  В исключительных случаях для регулирования движения поездов по приказу поездного диспетчера допускается движение поездов в неправильном направлении со скоростью не более 45 км/ч на свободном перегоне и не более 15км/ч на занятом перегоне.
  18.27. При перерыве в движении пассажирских поездов по одному из путей двухпутного участка (перегона) по другому его пути для перевозки пассажиров по приказу поездного диспетчера допускается двустороннее движение, обслуживаемое одним составом при управлении локомотивной бригадой.
  Движение поезда в правильном направлении должно производиться по сигнальным показаниям светофоров со скоростью не более установленной для данного участка пути (перегона), а в неправильном направлении со скоростью не более 45 км/ч.
  18.28. Организация движения поездов и меры обеспечения безопасности движения при следовании поездов в неправильном направлении и при двустороннем движении по одному из путей двухпутного участка(перегона) устанавливаются в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.
  18.29. В исключительном случае по приказу поездного диспетчера допускается отправление пассажирского поезда при лунно-белом огне маневрового светофора после предупреждения об этом машиниста со скоростью не более 35 км/ч.
  18.30. В случае, когда при движении поезда, маневрового состава необходимо обеспечить особые условия его следования, машинисту должно даваться письменное или устное предупреждение.
  18.31. Письменные предупреждения выдаются: при неисправности пути, контактного рельса, искусственных и других сооружений, а также при производстве ремонтных и строительных работ, требующих уменьшения скорости или остановки в пути;
  при неисправности светофора, когда невозможно привести его в запрещающее показание;
  при неисправности путевого автостопа;
  при снижении видимости сигналов светофоров, пути или затоплении пути;
  при отправлении хозяйственного поезда с грузами, выходящими за пределы габарита погрузки, а также следующему за ним хозяйственному поезду;
  после промывки путей перегонов или станций;
  во всех других случаях, когда требуется уменьшение скорости, а также когда необходимо предупредить машиниста об особых условиях следования поезда.
  18.32. Устные предупреждения даются:
  о неисправности путевых устройств АЛС-АРС;
  о проследовании станции без остановки;
  об остановке поезда на станции, закрытой для высадки и посадки пассажиров;
  об остановке поезда на перегоне с указанием причины остановки;
  о следовании обкатки, перегонки электроподвижного состава впереди и сзади идущему поезду;
  о следовании поезда с погасшими сигналами, обозначавшими хвост поезда, сзади идущему поезду;
  в других случаях по распоряжению поездного диспетчера.
  18.33. В период движения электропоездов о наличии работников метрополитена или посторонних лиц на пути перегона, станционном пути машинистам должны даваться письменные или устные предупреждения, передаваемые поездным диспетчером по поездной радиосвязи.
  18.34. Выдача письменных предупреждений или передача устных предупреждений производится порядком, установленным в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.
  18.35. При сильном тумане, ливне, метели, задымлении машинист обязан вести поезд в зависимости от степени видимости со скоростью, обеспечивающей остановку поезда до возникшего препятствия.
  Если видимость сигналов светофоров не превышает 10м, движение поездов на данном участке должно быть прекращено. Поезд, отправленный со станции на этот участок до прекращения движения, должен его проследовать со скоростью не более 5 км/ч.
  18.36. При затоплении пути на уровне подошвы рельса движение поездов на этом участке в тоннеле допускается со скоростью не более 35 км/ч, а на наземном участке - не более 15 км/ч.
  При затоплении пути выше уровня головок рельсов движение поездов на данном участке должно быть прекращено. Поезд, отправленный со станции на этот участок до прекращения движения, должен его проследовать со скоростью не более10 км/ч.

ПОРЯДОК ВОЖДЕНИЯ ПОЕЗДОВ МАШИНИСТАМИ (ЛОКОМОТИВНЫМИ БРИГАДАМИ)

  18.37. Машинист обязан:
  хорошо знать конструкцию электроподвижного состава, план и профиль пути своей линии, расположение на ней постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков, их назначение, расписание движения поезда;
  при приемке электроподвижного состава перед выездом на линию убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов и поездной радиосвязи;
  обеспечить безопасное следование сточным соблюдением расписания движения поезда.
  18.38. При ведении поезда машинист, помощник машиниста обязаны:
  следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования, повторять все сигналы светофоров, требующие остановки или уменьшения скорости;
  повторять сигналы остановки или уменьшения скорости, подаваемые с пути или с поезда;
  следить за состоянием электроподвижного состава;   проявлять особое внимание и бдительность при наличии запрещающего сигнального показания АЛС и светофоров, снижении видимости светофоров и пути при сильных туманах, ливнях, метелях, задымлении, при затоплении участков пути, наличии письменных или устных предупреждений, следовании в неправильном направлении, с готовностью немедленно остановить поезд, если встретится препятствие для дальнейшего следования;
  осуществлять взаимный контроль действий по выполнению должностных обязанностей;
  при входе и следовании по главному пути станции подавать оповестительный сигнал о приложении поезда, если пассажиры находятся у края платформы за линией ограничения;
  при остановке на станции привести в действие тормоза так, чтобы плавно остановиться кабиной правления головного вагона перед сигнальным паком «Остановка первого вагона», и не отпускать полностью тормоза до готовности поезда к отправлению;
  следить за правильностью положения стрелок по маршруту следования, за свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станции, а так же за движением поездов и маневровых составов на смежных путях, принимая немедленно меры остановке при угрозе безопасности движения;
  следить за работой устройств автоматического управления движением поездов;
  наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность рапы электроподвижного состава;
  обеспечивать наиболее рациональный режим вождения поезда и экономное расходование электроэнергии.
  18.39. При обнаружении неисправности в поезде, устройствах сигнализации и связи, повреждения пути, контактного рельса и других сооружений и устройств, неисправности в поезде, следующем по смежному пути, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру, а при неисправности поездной радиосвязи - на ближайшей станции дежурному по станции.
  18.40. При ведении поезда машинист должен: содержать тормозные устройства поезда всегда готовыми к действию, не допускать падения или повышения давления в напорной и тормозной магистралях против установленных норм;
  при запрещающем показании светофора или наличии сигнала уменьшения скорости, а также других сигналов, требующих остановки или уменьшения скорости, применить электрическое или служебное пневматическое торможение, а при внезапной подаче сигнала остановки или возникновении препятствия для движения - остановить поезд экстренным торможением.
  18.41. В пути следования машинисту запрещается:
  выходить из кабины управления во время движения поезда (состава);
  превышать скорости, установленные настоящими Правилами, приказом начальника метрополитена, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов;
  отвлекаться от управления поездом, наблюдения за сигналами, свободностью и состоянием пути;
  приводить поезд (состав) в движение при работе с помощником машиниста без его команды или сигнала.
  18.42. Помощник машиниста во время движения поезда должен находиться в кабине управления головного вагона вместе с машинистом.
  При управлении поездом не из головного вагона помощник машиниста должен находиться в кабине управления головного вагона по ходу движения для подачи машинисту соответствующих сигналов, а при необходимости - для остановки поезда краном экстренного торможения.
  18.43. При управлении не из головного вагона поезд с пассажирами может следовать с перегона только до ближайшей станции, а при обслуживании поезда без помощника машиниста дальнейшее следование должно производиться при помощи вспомогательного поезда.
  18.44. Машинист (локомотивная бригада} несет ответственность за всякую не вызванную необходимостью задержку поезда (маневрового состава) у светофора с разрешающим показанием или с открытым пригласительным сигналом.
  Запрещается проезд в кабине управления поездом (маневровым составом) лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением работников, имеющих разрешение, выдаваемое порядком, установленным МПС, но не более двух человек одновременно.
  18.46. При обнаружении во время работы на линии неисправностей электроподвижного состава машинист поезда должен немедленно доложить об этом поездному диспетчеру и принять все меры к тому, чтобы с обеспечением безопасности движения довести поезд до станции с путевым развитием, где имеется возможность убрать его с главного пути.
  18.47. При отключении в поезде одной трети и более пневматических тормозов отправление этого поезда со станции разрешается только без пассажиров.
  18.48. При приеме или после осмотра состава в пункте технического обслуживания, а также после сцепки вспомогательного поезда с неисправным поездом или соединения автосцепок вагонов после их разъединения машинист должен произвести сокращенную проверку работы пневматических тормозов.
  После выезда состава из электродепо, из отстоя на линии, перед въездом в элекгродепо, перед началом управления из средней кабины, а также после стоянки поезда (состава) 20 мин и более машинист должен опробовать тормоза в движении.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫНУЖДЕННОЙ О ОСТАНОВКЕ ПОЕЗДА (СОСТАВА)

  18.49. При вынужденной остановке поезда(состава) машинист обязан:
  остановить поезд по возможности на площадке и прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки;
  после остановки в зависимости от профиля пути затормозить поезд ручными (стояночными) тормозами и доложить об этом поездному диспетчеру;
  выяснить возможность дальнейшего следования;
  принять меры к устранению возникшего препятствия для движения;
  после устранения препятствия для движения продолжить следование поезда и доложить об этом поездному диспетчеру.
  18.50. При обнаружении препятствия для движения на смежном пути машинист (локомотивная бригада) должны принять меры к остановке встречного поезда (состава).
  18.51. В случае приближения к стоящему впереди поезду машинист обязано становить свой поезд на расстоянии не менее 25 м от него, а на подъемах более 0,030- не менее 50 м, подать сигнал остановки, немедленно доложить об этом поездному диспетчеру по поездной радиосвязи или тоннельной связи и далее действовать по его указанию.
  Если до стоящего впереди поезда расположен стрелочный перевод, то машинист обязан остановить поезд, Не проезжая светофора, установленного перед стрелочным переводом.
  18.52. При потере управления поездом (составом) машинист обязан принять меры для восстановления управления.
  Если управление поездом (составом) не будет восстановлено в течение5 мин, машинист обязан затребовать вспомогательный поезд.
  При управлении поездом машинистом без помощника машиниста, если поезд сформирован из вагонов, не оборудованных стояночными тормозами, перекрыты концевые краны тормозной магистрали в хвостовой части поезда, машинист обязан затребовать вспомогательный поезд.
  18.53. После вызова вспомогательного поезда машинист должен проверить исправность сигнальных красных огней на вагоне со стороны прибытия вспомогательного поезда.
  18.54.В качестве вспомогательного поезда может быть назначен сзади идущий поезд (состав) попутного направления или отправленный в неправильном направлении, а при разрыве поезда вспомогательные поезда назначаются с разных направлений.
  18.55. Если после затребования вспомогательного поезда (состава) причина вынужденной остановки будет устранена, машинист обязан доложить поездному диспетчеру о готовности к дальнейшему движению.
  В этом случае поездной диспетчер может разрешить дальнейшее движение и отменить назначение вспомогательного поезда (состава) с принятием необходимых мер по обеспечению безопасности движения.
  18.56. Если вспомогательный поезд назначается со станции, он должен следовать без пассажиров.
  При назначении вспомогательного поезда с перегона высадка пассажиров из вспомогательного и неисправного поездов производится на ближайшей станции.
  18.57. Поезд может быть возвращен с перегона обратно на станцию отправления только при управлении из головной кабины по приказу поездного диспетчера порядком, установленным в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.
  18.58. Осаживание поездов и составов на путях метрополитена запрещается. Как исключение, допускается осаживание поезда на станции закрытого типа порядком, установленным в инструкции, утвержденной начальником метрополитена.

ДВИЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОЕЗДОВ

  18.59. Движение хозяйственных поездов производится по сигнальным показаниям светофоров с выполнением требований настоящих Правил, Инструкции по сигнализации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе.
  18.60. Движение хозяйственных поездов по главным путям разрешается в ночное время после окончания движения электропоездов.
  Допускается выпуск хозяйственных поездов на главные пути до снятия напряжения с контактного рельса - за последним электропоездом. В этом случае машинист устно предупреждается мастером или бригадиром машинистов мотовозного депо о наличии напряжения на контактном рельсе. Машинист обязан оповестить о наличии напряжения на контактном рельсе всех лиц, следующих с хозяйственным поездом. После прибытия на место назначения машинист обязан убедиться в снятии напряжения контактного рельса через дежурного по станции или поездного диспетчера.
  На парковых и прочих станционных путях разрешаются передвижения хозяйственных поездов при наличии напряжения на контактном рельсе.
  18.61. Движение хозяйственных поездов в неправильном направлении разрешается по приказу поездного диспетчера без закрытия пути перегона (участка)и допускается до снятия напряжения с контактного рельса после прохода последнего электропоезда.
  18.62. Максимальные допускаемые скорости движения хозяйственных поездов устанавливаются МПС в зависимости от типа подвижного состава.
  18.63. Все хозяйственные поезда, находящиеся на линии в ночное время, должны прибыть к месту стоянки или освободить главные пути до второго предупредительного сигнала о подаче напряжения на контактный рельс.
  18.64. Поездной диспетчер обязан вести график исполненного движения хозяйственных поездов, а перед началом движения электропоездов проверять возвращение с линии к месту стоянки всех хозяйственных поездов после ночных работ.
  18.65. Подробный порядок формирования и движения хозяйственных поездов и съемных подвижных единиц устанавливается в Инструкции по движению поездов и маневровой работе.

ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ СОЮЗА ССР.

  Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АЛС-АРС). Система устройств, обеспечивающая передачу сигнальных показаний в кабину управления поездом, непрерывный контроль свободности пути и скорости движения поезда, автоматическое снижение скорости при ее превышении.
  Блок-участок автоблокировки. Участок пути между двумя светофорами(проходными, входным, выходным).
  Блок-участок АЛС-АРС. Участок пути, расположенный за рельсовой цепью, длиной не менее расчетного тормозного пути при торможении от устройств АЛС-АРС со скорости, допускаемой устройствами АЛС-АРС на данной рельсовой цепи. Границами блок участка АЛС-АРС являются изолирующие стыки (начало - коней)соответствующих рельсовых цепей.
  Габарит погрузки. Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути)очертание, в котором, не выходя наружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
  Габарит подвижного состава. Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутри которого должен помещаться подвижной состав (с учетом максимальных нормируемых допусков и износов, а также бокового наклонения на рессорах), установленный на прямом горизонтальном пути и в кривой расчетного радиуса как в ненагруженном, так и в нагруженном состоянии.
  Габарит приближения оборудования. Предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части всех видов оборудования и устройств а исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с соответствующими частями подвижного состава (скоба путевого автостопа, контактный рельс и др.).
  Габарит приближения строений. Предельное поперечное(перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава оборудования, не должны заходить никакие части станционных сооружений и строительных конструкций, кроме упоров тоннельных металлоконструкций, с учетом нормируемых допусков на их изготовление и монтаж.
  Главный путь. Путь перегона, а также путь станции, являющийся непосредственным продолжением пути прилегающего перегона.
  Деповские пути. Пути в здании электродепо и их продолжение до светофоров, ограждающих парковые пути.
  Дублирующий автостоп. Второй путевой автостоп, установленный перед маневровым светофором на пути для оборота составов.
  Защитный участок за светофором. Расстояние от скобы путевого автостопа данного светофора до конца участка пути, ограждаемого предшествующим светофором.
  Контактная сеть. Контактные рельсы, кабели оборудование, обеспечивающие передачу электрической энергии от тяговых и совмещенных тяговопонизительных подстанций к токоприемникам электроподвижного состава.
  Концевой отвод контактного рельса. Часть контактного рельса, имеющая уклон и обеспечивающая плавный вход и выход башмаков токоприемников.
  Локомотивы. Электровозы, тепловозы, мотовозы.
  Локомотивная бригада. Машинист и помощник машиниста.
  Маневровый состав. Группа вагонов, сцепленных между собой и переставляемых с одного пути на другой.
  Маршрут. Пути со стрелками, установленными и запертыми в направлении предполагаемого следования поезда или маневрового состава.
  Охранная стрелка. Стрелка, расположенная на другом пути и устанавливаемая при приготовлении маршрута в положение, исключающее возможность выхода подвижного состава на подготовленный маршрут.
  Парковые пути. Пути, примыкающие к деповским путям.
  Перегон. Часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями.
  Подвижной состав. Вагоны, локомотивы и специальные подвижные единицы.
  Подход к станции. Расстояние от торца пассажирской платформы до наиболее удаленного светофора, ограждающего участок пути в начале этой платформы.
  Поезд. Состав, сформированный из вагонов, локомотив или дрезина с прицепом или без прицепа, имеющий установленные сигналы, присвоенный номер и обслуживаемые локомотивной бригадой (машинистом).
  Пост централизации. Пост на станции, в котором сосредоточено управление централизованными стрелками и сигналами.
  Предохранительный тупиковый путь. Тупиковый путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
  Прочие пути. Станционные пути, использование которых определяется производимыми на них операциями при маневрах или хозяйственным назначением. Расположены, как правило, на территории, прилегающей к электродепо.
  Путевая автоматическая блокировка (автоблокировка). Система устройств, регулирующая движение поездов и их ограждение на перегонах и станциях без путевого развития. При автоблокировке разрешением на занятие поездом участка служит разрешающее показание светофора, а смена сигналов светофора происходит автоматически от воздействия поезда за ограждаемый им участок пути.
  Путевые знаки. Постоянные знаки, указывающие план, профиль, протяженность и границы участков пути.
  Пути специального назначения. Предохранительные тупиковые пути и соединительные ветви.
  Резервный светофор. Светофор, установленный на правосторонней кривой малого радиуса с правой стороны пути в створе с основным светофором. Сигнальные огни резервного светофора включаются при погасании сигнальных огней основного светофора.
  Сигнал. Условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ.
  Сигнальный знак. Условный видимый знак, при помощи которого подается приказ или указание определенной категории работников. К сигнальным знакам относятся: предельные столбики или рейки, знаки границ станций, скорости движения, отключения и включения тяговых двигателей, торможения и др.
  Специальный подвижной состав. Несъемные подвижные единицы: дрезины (автодрезины, мотодрезины), платформы, снегоочистители, зумпфовые и промывочные агрегаты, снегоочистительные машины и др.
  Станция. Раздельный пункт с путевым или без путевого развития, позволяющий производить операции по приему, отправлению поездов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах - производство маневровой работы.
  Станция закрытого типа. Станция, пассажирский зал которой отделен от путевых тоннелей стенами с автоматическими дверями.
  Станционные пути. Пути в границах станции - главные, приемоотправочные для оборота и отстоя или для отстоя электроподвижного состава, парковые и прочие пути.
  Стрелка. Часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма.
  Стрелка нецентрализованная. Стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма.
  Стрелка централизованная. Стрелка, остряки которой переводятся устройствами, управляемыми с поста централизации.
  Стрелочный перевод. Устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочный перевод состоит из стрелки, крестовины и соединительных путей между ними.
  Съемные подвижные единицы. Подвижные единицы, которые могут быть сняты с пути вручную обслуживающими их работниками (путеизмерительные, дефектоскопные, инструментальные тележки и др.).
  Торможение служебное. Пневматическое торможение ступенями любой величины для плавного снижения скорости или остановки поезда в заранее предусмотренном месте.
  Торможение экстренное. Торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, достигаемое путем экстренной разрядки тормозной магистрали и дающее минимальный тормозной путь.
  Тормозной путь. Расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное).
  Уклон. Элемент продольного профиля пути, имеющий наклон к горизонтальной линии. Уклон для поезда, движущегося от низшей точки к высшей, называется подъемом, а обратно - спуском.
  Электрическая централизация стрелок и сигналов. Система устройств для управления при помощи электрической энергии стрелками и сигналами станции с одного пункта, обеспечивающая взаимное замыкание стрелок и сигналов.
  Электроподвижной состав. Вагоны, из которых формируются электропоезда.