Глава 8

СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ЭСКАЛАТОРНОГО ХОЗЯЙСТВА

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  8.1. Эскалаторы должны обеспечивать безопасную перевозку пассажиров.
  8.2. Основные характеристики, параметры и размеры эскалаторов должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов, а также техническим условиям.
  Технические условия утверждаются поставщиком по согласованию с Главным управлением метрополитенов.
  Электрическое оборудование и заземление эскалаторов должны отвечать Правилам устройства электроустановок. Вносить изменения в конструкцию эскалаторов, изменять паспортные характеристики или электросхемы эскалаторов допускается с разрешения Главного управления метрополитенов.
  8.3. Приемка всех узлов изготавливаемых эскалаторов должна осуществляться на заводе-поставщике заводской инспекцией Главного управления метрополитенов по приемке эскалаторов.
  8.4. Каждый эскалатор должен иметь паспорт в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов.
  Паспорт эскалатора выдается основным заводом-поставшиком вместе с документацией предприятий, изготовивших отдельные узлы и детали.
  8.5. Каждый эскалатор должен быть оборудован:  главным, приводом с самостоятельным электродвигателем, обеспечивающим пуск эскалатора на подъем при наибольшей нагрузке;  вспомогательным приводом для передвижения лестничного полотна со скоростью не более 0,04 м/с.
  Эскалаторы могут быть оборудованы пусковыми устройствами, действующими при приближении пассажиров к входной площадке, и устройствами автоматики, контролирующими состояние пассажиров на лестничном полотне.
  8.6. Эскалатор должен быть оборудован автоматически действующим рабочим тормозом замкнутого типа, расположенным на входном валу редуктора. Этот тормоз должен действовать при каждом отключении электродвигателя главного или вспомогательного привода с усилием, обеспечивающим не менее чем двукратный запас при удержании эксплуатационной нагрузки и остановке его в пределах установленных тормозных путей. Кроме того, каждый эскалатор должен быть оборудован автоматически действующим аварийным тормозом, установленным на главном валу и затормаживающим лестничное полотно при увеличении скорости эскалатора, работающего на спуск, более чем на 30% или при самопроизвольном изменении направления движения эскалатора, работающего на подъем.
  8.7. Эскалатор должен быть снабжен блокировочными устройствами, отключающими электродвигатели эскалатора в случае: обрыва или чрезмерной вытяжке поручня; остановки поручня;
  перемещения одной или двух звездочек каретки натяжной станции в сторону привода или в обратную сторону в пределах 30мм;
  самопроизвольного отвинчивания гайки аварийного тормоза;
  срабатывания рабочего или аварийного тормоза;
  попадания посторонних предметов под входную площадку для эскалаторов, находящихся в эксплуатации с 1978 г.;
  попадания посторонних предметов в устье поручня, если последнее выполнено раскрывающимся.
  Эти блокировочные устройства должны быть устроены так, чтобы при срабатывании любого из них (кроме рабочего и аварийного тормозов) пуск эскалатора в работу был возможен только после принудительного приведения их в исходное положение.
  Для остановки эскалатора на верхнем и нижнем оголовниках балюстрады, а также в кабине у нижней гребенки должны быть установлены несамовозвратные выключатели с надписью «Стоп».
  8.8. Эскалатор должен быть оборудован защитными ограждениями и площадками, обеспечивающими безопасную работу обслуживающего персонала.
  8.9. Машинное помещение и примыкающая к нему демонтажная шахта должны быть оборудованы грузоподъемными средствами для монтажа, демонтажа и транспортирования элементов привода.
  8.10. Схемы электроприводов эскалаторов и основные регулируемые параметры и размеры должны быть вывешены на видном месте в машинных залах. В эти документы должны своевременно вноситься все изменения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭСКАЛАТОРОВ

  8.11. При местном управлении пуск эскалаторов для перевозки пассажиров производится с верхнего или нижнего пульта управления, которые должны быть доступны только обслуживающему персоналу.
  8.12. Дистанционное или телемеханическое управление эскалатором допускается при наличии возможности наблюдения за перемещением пассажиров на эскалаторе или переговорной связи с работником, находящимся у эскалатора.
  Пуск эскалатора от главного привода при ремонтных работах разрешается производить из машинного помещения; при этом машинист должен убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов на лестничном полотне и внутри эскалатора, а также в закрытии входов на эскалатор.
  8.13. После ночного перерыва или выполнения ремонтно-ревизионных работ пуск эскалатора для перевозки пассажиров разрешается только после проверки машинистом:
  зазора между якорем и корпусом электромагнита рабочего тормоза; тормозного пути;
  готовности к действию аварийного тормоза;
  действия несамовозвратных выключателей «Стоп»;
  исправности работы эскалатора вхолостую на протяжении двух оборотов лестничного полотна.
  На телеуправляемых эскалаторных станциях разрешается производить проверку тормозных путей, действия несамовозвратных выключателей «Стоп» и исправности работы эскалатора в течение суток, если на эскалаторе в ночное время никаких ремонтно-ревизионных работ не производилось.
  8.14. При возникновении во время работы эскалатора неисправностей, опасных для пользования им, эскалатор должен быть остановлен, а пассажиры с негоудалены.
  8.15. В случае внезапной остановки эскалатора пуск его разрешается только после выяснения и устранения причин остановки.
  8.16. Пуск эскалатора в обратном направлении, как правило, должен производиться в отсутствие пассажиров на лестничном полотне.
  В исключительных случаях, когда сход пассажиров с лестничного полотна затруднен или когда защемление одежды угрожает жизни пассажира и его необходимо срочно освободить, пуск эскалатора с пассажирами в обратном направлении допускается на расстояние не более половины ступени, при этом пассажиры предупреждаются о предстоящем пуске.
  8.17. Дверцы пультов управления эскалаторами должны быть заперты, а ключи находиться у обслуживающего персонала и передаваться по смене.
  8.18. Инструкция машинисту и помощнику машиниста эскалаторов, Руководство по капитальному ремонту эскалаторов, Инструкция по техническому обслуживанию эскалаторов, Инструкция по управлению эскалаторами при помощи средств телемеханики, Правила по перемонтажу панелей управления электроприводами эскалаторов утверждаются Министерством путей сообщения.
  8.19. Нормы пробега эскалаторов между капитальными ремонтами устанавливает начальник метрополитена и утверждает главное управление метрополитенов.
  8.20. Ответственность за качество выполненного ремонта и бесперебойность работы эскалаторов лежит как на работниках, непосредственно осуществляющих надзор и ремонт, так и на мастерах, начальниках мастерских и директорах заводов.
  8.21. После реконструкции и капитального ремонта эскалатор должен быть принят начальником дистанции эскалаторов или его заместителем, а также освидетельствован и разрешен к эксплуатации инспектором по котлонадзору.
  8.22. Порядок перевозки грузов на эскалаторах и резервных эскалаторах в автоматическом режиме, управления эскалаторами при помощи дистанционного управления в пределах одной станции, работы эскалаторов, оснащенных устройствами автоматического пуска, устанавливается инструкциями, утверждаемыми начальником метрополитена.
  8.23. Работники других служб, обслуживающие эскалаторы, должны быть обучены порядку обслуживания эскалаторов, и знания их должны быть проверены.
  Начальник дистанции эскалаторов выделяет соответствующих лиц, которые должны обучать работников других служб, обслуживающих эскалаторы, и систематически проверять их знания и умение обслуживать эскалаторы.