Глава 4

ПЕРЕНОСНЫЕ СИГНАЛЫ

  4.1. Переносными сигналами служат: щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон; щиты квадратной формы с одной стороны желтого, а с другой зеленого цвета; фонари на шестах или треногах с красным, желтым и зеленым огнями; красные и желтые флаги на шестах; применяются также переносные щиты прямоугольной формы, предупреждающие о наличии напряжения в контактном рельсе.
  Переносными сигналами предъявляются требования:
  прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем на наземных участках и красный огонь фонаря ночью или в тоннеле (рис. 4.1 и 4.2) - "Стой! Запрещается проезжать сигнал";
  квадратный щит желтого цвета (или желтый флаг на шесте) днем на наземных участках и желтый огонь фонаря ночью или в тоннеле (рис. 4.3—4.5) — "Разрешается движение с уменьшенной скоростью, указанной в предупреждении, впереди опасное место, а при отсутствии предупреждения - не более 25 км/ч";
  обратная сторона квадратного шита (зеленого цвета) днем на наземных участках изеленый огонь фонаря ночью или в тоннеле (рис. 4.6-4.8) указывают на то, что поезд уже проследовал опасное место всем составом и может повысить скорость.

Рис. 4.1
Рис. 4.1

Рис. 4.2
Рис. 4.2

Рис. 4.3 Рис. 4.4
Рис. 4.3 Рис. 4.4

Рис. 4.5
Рис. 4.5

Рис. 4.6
Рис. 4.6

Рис. 4.7
Рис. 4.7

Рис. 4.8
Рис. 4.8

  В тоннелях переносные сигналы остановки устанавливаются на треногах высотой 1,5 м на оси пути, а переносные сигналы уменьшения скорости подвешиваются на стенах тоннеля на высоте 1,5 м от уровня головки рельса. В торце станции переносные сигналы остановки допускается устанавливать на кронштейне, закрепленном на перилах пешеходного мостика.
  На наземных участках переносные сигналы остановки устанавливаются на треногах или шестах высотой 2 м на оси пути, а сигналы уменьшения скорости - на таких же треногах или шестах у пути.
  4.2. Схемы установки переносных сигналов уменьшения скорости для однопутного участка приведены на рис. 4.9, для одного из путей двухпутного участка - на рис. 4.10, для обоих путей двухпутного участка — на рис. 4.11.Переносные сигналы уменьшения скорости устанавливаются от границ опасного места на расстоянии А, указанном в таблице*.

Число вагонов в составе Расстояние А
4 80
5 100
6 120
7 140
8 160

  *На всех схемах, помещенных в Инструкции и таблице, расстояния даны в метрах.


Рис. 4.9


Рис. 4.10


Рис. 4.11

Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на перегонах

  4.3. Всякое препятствие для движения поездов на перегоне должно быть ограждено сигналами оста­новки независимо от того, ожидается поезд или нет. Места производства работ на перегоне, требующие  остановки поезда, ограждаются так же, как и препятствия.
  Препятствия на перегоне ограждаются с обеих сторон на расстоянии не менее 50 м от границ ограждаемого участка переносными красными сигналами (рис. 4.12).
  На уклоне более 0,040 препятствие ограждается с обеих сторон на расстоянии не менее 75 м от границ ограждаемого участка (рис. 4.13).
  Сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны ожидаемого поезда. На однопутных участках, если неизвестно, с какой стороны ожидается поезд, сигналы устанавливаются в первую очередь со стороны спуска к ограждаемому месту, а на площадке - со стороны кривой.
  При подходе поезда к переносному красному сигналу машинист обязан подать сигнал остановки и принять меры к немедленной остановке поезда, чтобы остановиться, не проезжая переносного красного сигнала.
  4.4. Препятствие на закрытом однопутном перегоне, на одном закрытом пути двухпутного перегона ограждается, как указано на рис. 4.14. При уклоне более 0,040 ограждение препятствия производится, как указано на рис. 4.15.


Рис. 4.12


Рис. 4.13


Рис. 4.14


Рис. 4.15

Рис. 4.16
Рис. 4.16

  4.5. Для предупреждения работников о наличии напряжения в контактном рельсе после окончания движения электропоездов (при специальных испытаниях и т. п.) в торцах станций устанавливаются щиты с надписью "Стой! Контактный рельс под напряжением", обращенные надписью в сторону платформы (рис. 4.16). Такие щиты устанавливаются на треногах на осях всех путей как в сторону перегона, где напряжение не снято, так и в сторону перегона, где напряжение снято, но с которого можно пройти по соединительной ветви на участок, где контактный рельс находится под напряжением.

Ограждение мест препятствий для движения поездов и мест производства работ на станциях

  4.6. Всякое препятствие для движения по станционным путям и стрелочным переводам должно быть ограждено сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд (маневровый состав) или нет.
  При ограждении на станционном пути места препятствия или производства работ сигналами остановки все ведущие к этому месту стрелки устанавливаются в такое положение, чтобы на него не мог попасть подвижной состав, и запираются или закрепляются (зашиваются). На месте препятствия или производства работ на оси пути устанавливается переносной красный сигнал (рис. 4.17).
  Если какие-либо из этих стрелок направлены остряками в сторону места препятствия или производства работ и не дают возможности изолировать путь, такое место с обеих сторон ограждается переносными красными сигналами, устанавливаемыми на расстоя­нии 50 м от границ места препятствия или производства работ (рис. 4.18). В том случае, когда остряки стрелки расположены ближе чем на 50 м от места


Рис. 4.17


Рис. 4.18


Рис. 4.19

препятствия или производства работ, переносные красные сигналы устанавливаются на каждом из сходящихся путей на расстоянии 50 м от места препятствия или производства работ (рис. 4.19).
  При ограждении переносными красными сигналами места препятствия или производства работ на стрелочном переводе сигналы устанавливаются со стороны крестовины — против предельного столбика (рейки) на оси каждого из сходящихся путей; с противоположной стороны — в 50 м от остряка стрелки (рис. 4.20).
  Если вблизи от стрелочного перевода, подлежащего ограждению, расположена другая стрелка,


Рис. 4.20

которую можно поставить в такое положение, что на стрелочный перевод, где имеется препятствие, не может попасть подвижной состав, то стрелка в таком положении запирается или закрепляется (зашивается). В таком случае переносной красный сигнал со стороны такой стрелки не ставится (см. рис. 4.19).
  Препятствие на парковых путях или на стрелочных переводах парковых путей ограждается переносными красными сигналами, устанавливаемыми на расстоянии 20 м от него на оси пути со стороны каждого направления.
  На станциях закрытого типа места производства работ на автоматических дверях ограждаются переносными красными сигналами, как всякое препятствие для движения поездов.

Ограждение поезда при вынужденной остановке на перегоне

  4.7. При вынужденной остановке на перегоне поезда (в случае затребования вспомогательного поезда) машинист должен проверить исправность красных огней на вагоне со стороны прибытия вспомогательного поезда; при приближении вспомогательного поезда машинист неисправного поезда должен подавать сигнал остановки.
  4.8. При вынужденной остановке на перегоне хозяйственного поезда ограждение его производится немедленно; при остановке по другим причинам (разгрузка материалов и т. п.), — если стоянка превышает 3 мин.
  Ограждение переносными красными сигналами на треногах осуществляется:
  если хозяйственный поезд остановился при следовании в правильном направлении — на расстоянии 50 м от хвоста поезда (рис. 4.21, а).

а)

б)

рис. 4.21

  если хозяйственный поезд остановился при следовании в неправильном направлении, а также в случае ожидания вспомогательного поезда, идущего в неправильном направлении, — на расстоянии 50 м от головы и хвоста поезда (рис. 4.21, б).
  Ограждение хозяйственного поезда производится помощником машиниста.
  4.9. При вынужденной остановке на перегоне двухпутного участка хозяйственного поезда вследствие схода с рельсов, столкновения, развалившегося груза и т. п., когда требуется оградить место препятствия для движения поездов, возникшее на смежном пути, машинист должен дать указание помощнику об ограждении красными сигналами препятствий на обоих путях, начиная со смежного пути, согласно п. 4.3 настоящей Инструкции, и подавать сигнал общей тревоги до установки сигналов ограждения.

Оглавление