Глава 17

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАНЦИИ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  17.1. Порядок использования технических средств станции с путевым развитием устанавливается техническо-распорядительным актом, которым регламентируются безопасный и беспрепятственный прием, отправление и проследование поездов по станции, а также безопасность маневровой работы.
  Порядок, установленный техническо-распорядительным актом, является обязательным для работников всех служб.
  17.2. Техническо-распорядительный акт станции составляется начальником станции в соответствии с настоящими Правилами, Инструкцией по сигнализации и Инструкцией по движению поездов и маневровой работе и утверждается начальником службы движения.
  Форма техническо-распорядительного акта и инструкция по его составлению, а также перечень приложений к нему разрабатываются и утверждаются Главным управлением метрополитенов.
  Техническо-распорядительный акт станции и его приложения должны пересоставляться или исправляться при переустройстве путевого развития.
  станции, СЦБ. связи, а также при изменении порядка приема, отправления поездов или производства маневровой работы.
  Первый экземпляр техническо-распорядительного акта и его приложения должны находиться на посту централизации, а выписки из техническо-распорядительного акта с указанием местных особенностей технической работы станции и приложением плана путевого развития, заверенные начальником станции, - в помещении дежурного по электродепо, линейного пункта, мастера мотовозного депо и в других местах по указанию начальника службы движения.
  17.3. Таблицы взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов и местные инструкции о порядке пользования устройствами электрической централизации составляются службой сигнализации и связи, согласовываются со службой движения и утверждаются начальником метрополитена.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

  17.4. Положение стрелок определяется направлением движения и именуется, как правило, плюсовым для движения по прямому пути, минусовым для движения на отклоненный путь или с отклоненного пути.
  Стрелки, расположенные на главных путях, должны находиться в положении для движения на.
  главные пути, а стрелки, ведущие в предохранительные тупиковые пути, — в направлении на эти пути.
  Остальные централизованные стрелки в период отсутствия установленных маршрутов могут находиться в плюсовом или минусовом положении.
  Положение централизованных стрелок в маршруте, в том числе охранных стрелок, указывается в таблице взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов.
  Положение нецентрализованных стрелок в период отсутствия маневровых передвижений определяется начальником службы движения и указывается в техническо-распорядительном акте станции и выписках из него.
  Плюсовое положение стрелки обозначается на корпусе электропривода централизованной стрелки и на станине нецентрализованной стрелки знаком «+» и стрелой, указывающей направление движения остряков при переводе стрелки в плюсовое положение.
  Стрелки разрешается переводить:
  при приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов:
  при маневровой работе;
  при необходимости ограждения мест препятствий или производства работ на путях станции:
  при очистке, проверке и ремонте стрелок.
  17.5. Каждый пост управления стрелками и сигналами должен находиться в ведении только одного работника, являющегося ответственным за перевод обслуживаемых им стрелок, управление сигналами и за безопасность движения: пост централизации -введении дежурного по посту, пост диспетчерской централизации - поездного диспетчера, стрелочный пост - дежурного стрелочного поста.
  17.6. Перед переводом централизованной стрелки обслуживающий ее работник должен убедиться по световому табло или лично, а при необходимости - через дежурного стрелочного поста, оператора поста централизации, дежурного по станции, электромеханика СЦБ, дорожного мастера в том, что стрелочный перевод не занят подвижным составом.
  17.7. При переходе на ручное управление централизованных стрелок перевод и запирание их производятся по распоряжению дежурного по посту централизации только одним работником, который в данном случае является ответственным за правильность перевода стрелок: дежурным стрелочного поста, оператором поста централизации, дежурным по станции, электромехаником СЦБ, дорожным мастером.
  Указанное распоряжение передается лично или по телефону стрелочной связи.
  17.8. Курбели от электроприводов централизованных стрелок должны храниться в запломбированном ящике на посту централизации, а также заблокированными в аппаратах, расположенных в районе стрелочных переводов.
  17.9. Перевод и запирание нецентрализованных стрелок производятся дежурным стрелочного поста по распоряжению дежурного по посту централизации или дежурного по путям, переданному лично или по телефону стрелочной связи.
  Перевод и запирание нецентрализованных стрелок разрешается также производить мастерам и локомотивным бригадам мотовозного депо. Номера таких стрелок устанавливаются начальником службы движения и указываются в техническо-распорядительном акте станции.
  17.10. Распоряжение дежурного по посту централизации или дежурного по путям о переводе стрелок или приготовлении маршрута должно быть повторено получившим его работником для убеждения в том, что это распоряжение понято правильно. Немедленно после выполнения распоряжения данный работник обязан доложить об этом лицу, давшему распоряжение.
  17.11. Стрелочные переводы, за исключением переданных в ведение других служб и организаций, находятся в распоряжении начальника станций. Начальники станций и соответствующих подразделений обязаны обеспечить содержание стрелочных переводов, находящихся в их распоряжении, в чистоте и исправности, а также чистоту, исправность действия и хорошее освещение стрелочных указателей.
  17.12. Номера нецентрализованных стрелок с освещаемыми или неосвещаемыми стрелочными указателями, стрелок, запираемых на замки, а также места хранения ключей от этих стрелок устанавливаются начальником службы движения и указываются в техническо-распорядительном акте станции.
  17.13. Уход за стрелочными переводами, а также их осмотр, осуществляются работниками дистанции пути порядком, установленным начальником метрополитена.

ПРОИЗВОДСТВО МАНЕВРОВ

  17.14. Маневры на станционных путях должны производиться по указанию только одного работника - дежурного по посту централизации, дежурного по путям; на линиях, оборудованных диспетчерской централизацией, - поездного диспетчера, а на парковых и прочих станционных путях с нецентрализованными стрелками - мастера или бригадира машинистов мотовозного депо.
  Распределение обязанностей между указанными работниками по распоряжению маневрами указывается в техническо-распорядительном акте станции.
  17.15. Маневры производятся при разрешающем показании светофора, а при запрещающем показании или погасших огнях светофора - по пригласительному сигналу.
  При неисправности пригласительного сигнала или отсутствии его по данному маршруту маневры производятся:
  по устному распоряжению поездного диспетчера;
  по распоряжению дежурного по посту централизации, переданному машинисту под контролем поездного диспетчера по поездной диспетчерской или тоннельной связи;
  по сигналу дежурного по станции, подаваемому на основании распоряжения дежурного по посту централизации переданному по поездной диспетчерской, тоннельной или стрелочной связи.
  При исполнении обязанностей дежурного по посту централизации и дежурного по станции одним лицом сигнал на производство маневров подается по разрешению поездного диспетчера, переданному по поездной диспетчерской или тоннельной связи.
  Маневры на парковых и прочих путях при неисправности пригласительного сигнала или отсутствии его по данному маршруту производятся:
  по распоряжению дежурного по посту централизации, дежурного по путям, переданному машинисту по поездной диспетчерской или стрелочной связи;
  по сигналу дежурного по посту централизации или дежурного по путям;
  по сигналу дежурного стрелочного поста, подаваемому на основании распоряжения дежурного по посту централизации или дежурного по путям.
  17.16. На парковых и прочих путях машинисту запрещается приводить маневровый состав в движение:
  без получения распоряжения или сигнала руководителя маневров;
  при управлении не из головной кабины и отсутствии помощника машиниста в головном вагоне по ходу движения.
  17.17. Маневры производятся со скоростью
не более 40 км/ч:
  при управлении из головной кабины и разрешающем показании светофора, а на линии, оборудованной устройствами АЛС-АРС, кроме того, -при разрешающем показании АЛС в кабине управления;
не более 20 км/ч;
  при управлении из головной кабины по пригласительному сигналу, устному распоряжению, ручному или звуковому сигналу;
  при управлении не из головной кабины по разрешающему показанию светофора;
  при сигнальном показании «О» или «ОЧ» в кабине управления и разрешающем показании светофора;
не более 15 км/ч:
  при управлении из головной кабины на парковых и прочих путях;
не более 10 км/ч:
  при управлении не из головной кабины: по пригласительному сигналу, устному распоряжению, ручному или звуковому сигналу, а на парковых и прочих путях и при разрешающем показании светофора;
  при въезде в электродепо;
не более 3 км/ч:
  при подходе на расстоянии 10 м к подвижному составу, тупиковому упору или другому препятствию.
  Для увеличения пропускной способности линии, оборудованной устройствами АЛС-АРС, с разрешения Главного управления метрополитенов маневры по прямому участку пути допускаются со скоростью не более 60 км/ч.
  17.18. Маневры электроподвижного состава по маршрутам, не предусмотренным таблицей взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов, с выездом за пределы пассажирской платформы по главному пути в неправильном направлении и за сигнал опасности «ОП» производятся только после закрытия перегона,.
  17.19. Запрещается производить маневры одновременно с обеих сторон на один и тот же путь.
  17.20. Маневры на парковых путях с выездом к светофору или за светофор, ограждающий выход на главный путь или путь соединительной ветви, кроме подачи составов для работы на линии, допускаются в исключительных случаях порядком, установленным начальником метрополитена и указанным в техническо-распорядительном акте станции.
  17.21. До начала маневров все исправные тормозные распределители, тормозная и напорная магистрали должны быть включены в действие и произведена сокращенная проверка работы пневматических тормозов.
  17.22. Подвижной состав на станционных путях должен устанавливаться в пределах границ, обозначенных предельными рейками или столбиками.
  Стоящий на путях подвижной состав, с которым не производятся маневры, должен быть надежно закреплен от ухода ручными (стояночными) тормозами или тормозными башмаками.
  17.23. О маневрах на занятый путь машинист должен быть предупрежден руководителем маневров.
  17.24. При производстве маневров машинисты (локомотивные бригады) обязаны:
  обеспечить безопасность производства маневров;
  точно и своевременно выполнять распоряжения и сигналы руководителя маневров;
  знать границы маневровых маршрутов;
  внимательно следить за сигналами, правильностью положения стрелок по маршруту следования, свободностью пути и людьми, находящимися на путях.