Глава 3

СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА. ТОННЕЛИ

  3.1. Все элементы пути метрополитена(бетонное основание или земляное полотно, верхнее строение) и искусственные сооружения по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.

ПЛАН И ПРОФИЛЬ ПУТИ. ТОННЕЛЬНАЯ ОБДЕЛКА

  3.2. Путь метрополитена в отношении радиусов кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизны уклонов и сопряжения элементов профиля между собой в вертикальной плоскости должен соответствовать утвержденным плану и профилю линии.
  3.3. Станции тоннельных и закрытых наземных участков должны располагаться на односкатном продольном уклоне не менее 0,003. В обоснованных случаях допускается уклон до 0,005 или расположение станций на горизонтальной площадке при условии обеспечения отвода воды.
  Пути для оборота и отстоя подвижного состава должны располагаться на уклоне 0,003 с подъемом в сторону пассажирской платформы. Пути для оборота и отстоя подвижного состава на отдельных станциях,построенных до 1980 г., могут эксплуатироваться с подъемом в сторону тупиковых упоров.
  Парковые пути должны располагаться на площадке или на уклоне не более 0,0015.
  3.4. План и профиль путей и тоннельная обделка должны подвергаться периодической инструментальной проверке.
  Участки, на которых производится реконструкция пути или другие работы, вызывающие изменения плана и профиля, проверяют по окончании работ.
  Состояние путей и тоннелей должно проверяться:
  вагоном-путеизмерителем или путеизмерительной тележкой не реже одного раза в месяц;
  габаритным вагоном или габаритной рамой для проверки габаритов приближения оборудования не реже двух раз в год.
  Состояние тоннельных обделок проверяют сплошным нивелированием при эксплуатации тоннелей сроком:
  до 5 лет - не реже 1 раза в год,
  от 5 до 10 лет - не реже 1 раза в 3 года,
  более 10 лет - не реже 1 раза в 5 лет.
  Дистанции пути должны иметь схематические планы станций, продольные профили всех главных станционных путей. В эти документы должны своевременно вноситься все изменения.
  Порядок проверки плана и профиля путей и тоннельных обделок, а также составления схематических планов станций и продольных профилей путей устанавливает Главное управление метрополитенов.

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО, ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ И ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

  3.5. Ширина земляного полотна поверху на прямых участках пути должна быть не менее: на однопутных линиях -6,7 м, на двухпутных линиях - 10,7м
  Ширина земляного полотна, возведенного до 1963 г. сохраняется на однопутных линиях не менее: 5,8 м, а на двухпутных - не менее - 9,2 м
  На кривых участках пути радиусом менее 2000 м земляное полотно уширяется по установленным нормам.
  Для вновь строящихся наземных участков линий метрополитенов ширина земляного полотна поверху должна соответствовать требованиям Строительных норм и правил.
  3.6. В тоннелях на всем протяжении должен быть обеспечен надежный водоотвод от элементов верхнего строения пути.
  Земляное полотно на наземных участках должно иметь водоотводные, противодеформационные и укрепительные устройства, обеспечивающие содержание земляного полотна в устойчивом состоянии.
  3.7. Границы обслуживания водоотводных устройств между подразделениями метрополитена устанавливает начальник метрополитена.
  3.8. Ширина колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути и на кривых радиусом 400 м и более должна быть 1520мм.
  Ширина колеи на более крутых кривых должна быть при радиусе:
От 399 до 200 м ................................. 1524 мм
199 150 м ................................. 1530 мм
149 125 м ................................. 1535 мм
124 100 м ................................. 1540мм
99 и менее м ................................. 1544 мм

  Отклонения от ширины колеи на прямых и кривых участках пути не должны превышать по уширению +6 мм и по сужению -4 мм, а на кривых радиусом 99 м и менее отклонения по уширению не должны превышать +2 мм
  На существующих линиях впредь до их перевода на колею 1520 мм допускается ширина колеи 1524 мм на прямых участках пути и в кривых радиусом 200 м и более. Отклонения от ширины колеи не должны превышать по уширению +6  мм и по сужению 1 - 4 мм.
  Порядок перехода на колею 1520 мм устанавливается МПС.
  Если рельсы имеют боковой износ, то величины допускаемых отклонений от указанных норм устанавливает Главное управление метрополитенов.
  3.9. Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должен быть в одном уровне.
  Разрешается на прямых участках пути на всем протяжении каждого из них содержание одной рельсовой нити на 4 мм выше другой
  Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается в соответствии с инструкцией МПС.
  Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 120 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может опускаться с разрешения МПС и более 120 мм.
  Отклонения в уровне расположения рельсовых нитей от установленных норм на кривых участках пути допускаются не более 4 мм.
  3.10. Перечень искусственных сооружений, нуждающихся в особом контроле (сооружения, имеющие повреждения, дефекты или деформации, которые при своем дальнейшем развитии могут снизить степень безопасности движения поездов), порядок надзора за ними, а также порядок надзора за деформирующимися и находящимися в сложных инженерно-геологических условиях участками земляного полотна утверждает начальник метрополитена.
  3.11. Искусственные сооружения должны быть снабжены противопожарными средствами по установленным МПС нормам ив необходимых случаях иметь приспособления для осмотра.
  3.12. Для контроля за габаритами, состоянием пути и сооружений должны применяться габаритные вагоны или габаритные рамы, путеизмерительные и дефектоскопные вагоны или путеизмерительные и дефектоскопные тележки.
  По решению Главного управления метрополитенов могут создаваться лаборатории (станции) по дефектоскопии, мостовые, тоннельные и путевые обследовательские испытательные станции.
  3.13. Рельсы должны периодически проверяться дефектоскопным вагоном и дефектоскопными тележками по графику, утвержденному начальником службы пути.
  3.14. Рельсы в тоннелях и на наземных участках не должны иметь соединения с металлическими конструкциями, оборудованием, трубопроводами и оболочками кабелей, путевым бетоном и щебеночным балластом. Зазор между ними должен быть не менее 30 мм.
  Рельсы, уложенные на деповских путях, должны быть электрически изолированы от заземленных устройств и конструкций сооружений.
  3.15. Конструкция пути на строящихся линиях должна быть оборудована элементами шумопоглощения и виброзащиты.
  3.16. На тоннельных или закрытых наземных участках, где величина эффективного тягового тока в час «пик» в обоих рельсах одного пути превышает 1500 А, стыки на графитовой мази дополняются электросоединителями, которые устанавливаются после натурных измерений и согласно приказу начальника метрополитена.

СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ

  3.17. Стрелочные переводы и глухие пересечения должны соответствовать утвержденным чертежам и типу рельсов, уложенных в путь.
  Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок: на всех путях, кроме парковых и прочих, - не круче1/9; на парковых и прочих путях - не круче 1/5.
  Глухие пересечения должны иметь крестовины марки не круче 1/9, а глухие пересечения перекрестных съездов - не круче 2/9.
  Перед остряками при противошерстном движении поездов на главных путях и путях для оборота поездов и отстоя электроподвижного состава должны быть уложены отбойные брусья.
  3.18. Запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
  разъединение стрелочных остряков;
  отставание остряка от рамного рельса на 4 мм и более, измеряемое против рабочей тяги;
  выкрашивание остряка, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание длиной:
На главных путях ......................... 200 мм и более
На путях для оборота и отстоя подвижного состава ......................... 300 мм и более
На прочих станционных путях ......................... 400 мм и более

  понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху 50 мм и более;
  расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса нее 1474 мм;
  расстояние между рабочими гранями головки контррельса и головки усовика более 1435 мм:
  излом остряка или рамного рельса;
  излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
  разрыв одного контррельсового болта
  Вертикальный износ рамного рельса или сердечника крестовины в сечении, где ширина сердечника 40 мм, должен быть:
  на всех путях, кроме парковых, - не более 6 мм;
  на парковых путях - не более 8 мм
  3.19. Стрелочные переводы на главных и станционных путях наземных участков в зависимости от климатических и других условий должны быть оборудованы устройствами для механизированной очистки или снеготаяния
  3.20. Укладка и снятие стрелочных переводов глухих пересечений производятся по приказу начальника метрополитена:
  Вновь уложенные и переустроенные стрелочные переводы и глухие пересечения принимаются эксплуатацию комиссией, назначаемой начальником метрополитена
  3.21. Стрелочные переводы, укладываемые на перегонах двухпутных линий, должны быть пошерстнымн для поездов, следующих в правильном направлении. В исключительных случаях, при трудных подходах примыкающих путей, с разрешения начальника метрополитена может допускаться укладка противошерстных стрелочных переводов. На конечной станции линии пути для оборота электроподвижного состава должны располагаться за пассажирской платформой
  3.22. Стрелки должны быть включены в электрическую централизацию. На не электрифицированных парковых и прочих станционных путях допускается укладка нецентрализованных стрелок
  Стрелки на всех путях должны быть оборудованы приспособлениями для возможности запирания их навесными замками
  Нецентрализованные стрелки должны быть оборудованы стрелочными указателями - освещаемыми или неосвещаемыми
  3.23. Ремонт и текущее содержание стрелочных переводов, глухих пересечений и стрелочных указателей производятся дистанцией пути, а ремонт и содержание устройств СЦБ на стрелочных переводах -дистанцией сигнализации

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА И ПРИМЫКАНИЯ К НИМ

  3.24. Пересечения линий метрополитена между собой, железными дорогами, трамвайными путями, троллейбусными линиями, автомобильными дорогами и городскими улицами должны осуществиться только в разных уровнях
  3.25. Пересечения путей метрополитенов линиями электропередачи и связи, нефтепроводами, газопроводами, водопроводами и другими наземными и подземными коммуникациями и сооружениями могут быть допущены с разрешения начальника метрополитена
  На таких пересечениях в необходимых случаях должны быть предусмотрены специальные предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность и бесперебойность движения поездов, проекты таких устройств должны быть согласованы с начальником метрополитена
  3.26. Запрещается примыкание путей железных дорог и трамвайных путей к главным и станционным путям метрополитена.
  С разрешения начальника метрополитена моет быть допущено примыкание указанных путей к не электрифицированным парковым и прочим станционным путям.

КОНТАКТНЫЙ РЕЛЬС

  3.27. Контактный рельс должен обеспечивать бесперебойный токосъем при установленных скоростях движения в любых атмосферных условиях
  3.28. Возвышение рабочей поверхности контактного рельса над уровнем головок ходовых рельсов должно быть 160 мм отклонения допускаются не более 6 мм в сторону увеличения или уменьшения.
  Расстояние от оси контактного рельса до внутренней грани головки ближайшего ходового рельса должно быть 690 мм с отклонениями не более 8 мм в сторону увеличения или уменьшения.
  3.29. Контактный рельс должен быть надежно электрически изолирован от ходовых рельсов и конструкций тоннеля и по всей длине иметь защитный короб из трудно сгораемого материала.
  3.30. Контактный рельс должен разделяться на отдельные изолированные секции (фидерные зоны) не перекрываемыми воздушными промежутками длиной не менее 14 м между концами металлических частей отводов. Такие воздушные промежутки, не перекрываемые токоприемниками одного вагона, должны располагаться в местах следования поездов с отключенными тяговыми двигателями, а по главным путям на подходах к станциям - на расстоянии не более50 м от начала пассажирской платформы
  В местах расположения стрелочных переводов, перекрестных съездов и металлоконструкций должны быть перекрываемые воздушные промежутки контактного рельса длиной не более 7,7 м. На стрелочных переводах, кроме расположенных на главных путях, в исключительных случаях с разрешения начальника метрополитена длина перекрываемых воздушных промежутков допускается не более 10 м, а строящихся линиях контактный рельс главных путей должен иметь концевые отводы с уклоном 30 на принимающем и 1/25 на отдающем конце, а действующих линиях впредь до переустройства допускается применение отводов с уклоном 1/25.
  На строящихся линиях секционирование контактного рельса парковых путей должно предусматривать возможность снятия напряжения с контактного рельса четырех-пяти путей.
  Схемы питания и секционирования контактной сети должны быть утверждены начальником метрополитена.

СИГНАЛЬНЫЕ И ПУТЕВЫЕ ЗНАКИ

  3.31. Сигнальные и путевые знаки устанавливаются у путей метрополитенов с правой стороны по направлению движения, а на наземных участках могут устанавливаться по оси междупутья при соблюдении габарита приближения оборудования
  Сигнальные и путевые знаки должны быть утвержденного МПС типа
  3.32. У стрелочных переводов и вдруг их местах соединения путей в тоннелях устанавливаются предельные рейки, а на наземных участках - предельные столбики
  Предельные столбики устанавливаются посередине междупутья, а предельные рейки - в междупутье, в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет:
В тоннелях и на наземных участках ......................... 3480 мм
На путях, уложенных до 1963 г ......................... 3390 мм
На парковых путях, предназначенных для обращения подвижного состава железных дорог МПС ......................... 4109 мм
  На кривых участках пути эти расстояния должны быть увеличены в соответствии с указаниями МПС по применению габаритов приближения строений и оборудования.

УСТРОЙСТВА ПУТЕВОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ

  3.33. Устройства путевого заграждения (сбрасывающие башмаки или стрелки) в заграждающем положении не должны допускать выхода подвижного состава с путей, на которых они установлены.
  Эти устройства, а также поворотные брусья и тупиковые упоры должны быть оборудованы указателями путевого заграждения.

ПУТЕВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И ЗДАНИЯ

  3.34. Для работников, обслуживающих пути и сооружения, а также для хранения механизмов, оборудования, инвентаря и инструмента должны предусматриваться помещения в специальных выработках станционных и перегонных тоннелей, а на наземных участках - путевые здания.
  Эти помещения и здания должны располагаться на линии равномерно по участкам обслуживания.